Самовар – важнейшая часть русской истории и культуры. В фольклоре, литературе, живописи, везде о нём существует множество упоминаний. Невозможно представить старинное русское чаепития без «пузатого» во главе стола. Тепло самовара помогало коротать дождливые осенние вечера, и согреваться в морозные зимы.
На самом деле, русский самовар не такой уж и древний предмет домашнего быта, как может показаться. В нашей стране он появился около трёх столетий назад. Но подобные приспособления для разогрева воды известны уже несколько тысяч лет.
История возникновения самовара.
Еще в античные времена, в Древнем Риме существовали конструкции, очень напоминающие самовары. Аутепса (так ее называли римляне) выглядела как высокий кувшин, в котором располагалась жаровня для раскалённых углей. С ее помощью согревали воду. Главное достоинство было в том, что для согрева не нужен был внешний источник огня, так как обогревалось все изнутри. Помимо этого, аутепса использовалась и для охлаждения напитков в жару, только вместо углей в ней находился лёд.
Существовало подобное устройство и в Поднебесной. Китайский аналог самовара назывался «Хо-го», и представлял из себя глубокую металлическую, или фарфоровую чашу, со встроенной трубой и поддувалом. В нём обычно подавался суп или горячий бульон. Есть вероятность, что вместе с чаем, из Китая в Россию пришел и Хо-го, который «эволюционировал» в самовар, но об этом достоверно уже никогда не будет известно.
Появление русского самовара.
Многие приписывают появление самовара Петру Великому. По одной из легенд, император привез его из Голландии, в которой часто бывал, и привозил оттуда множество идей и интересных предметов. Говорят, именно оттуда он и привез это диковинное изделие. Но если верить историческим летописям, то самовар на Руси появился уже после смерти Петра.
Как бы то ни было, именно его реформы послужили толчком к развитию промышленности, и уже в первой половине XVIII века в Российской Империи начали выпускать медные чайники. А в 1740 году, на одном из медеплавильных заводов Урала, появился и первый самовар.
«Прадедушкой» русского самовара являлся сбитенник – сосуд для изготовления сбитня. Этот напиток из мёда и целебных трав пили на Руси задолго до появления чая. И сегодня в музеях существуют сбитенники, сохранившиеся с XVIII века.
Практически сразу центром производства по праву стала Тула. Именно здесь открылась первая мастерская, специализирующаяся именно на самоварах. Основана она была оружейником Федором Лисицыном, и его сыновьями: Иваном и Назаром. Самовары Лисицыных славились своими разнообразными видами форм и отделок, что нравилось покупателям. Очень быстро их мастерская превратилась в полноценную фабрику.
Со временем появились и другие самоварные фабрики. Тульские мастера изобрели более 150 видов самоваров. К их росписи привлекались известнейшие художники и скульпторы. Сюда приезжали покупатели со всей России и даже из заграницы. Люди могли полюбоваться изделиями мастеров, а также отведать горячих, полезных напитков, с мёдом и различными сладостями. Так возникла культура русского чаепития с самоваром.
Цена на «символ русского быта» долгое время была необычайно высокой, и многим он был не по карману, как собственно и диковинный напиток из Китая. Потому, чаще всего чай пили в дворянских и купеческих семьях, которые любили проводить время за чаепитиями по нескольку часов в день. Вокруг самовара собиралась вся семья, и каждый мог выпить по пять-шесть чашек ароматного чая. Горячий напиток разливался по чашкам, затем переливался в блюдца, из которых его шумно пили вприкуску с сахаром, пряником и кренделем.
Очень долго самовар являлся символом социального неравенства и мерой достатка семьи. В крестьянских семьях он передавался из поколения в поколение. А в аристократических домах, богато украшенные самовары являлись предметом роскоши.
В XIX веке, с развитием промышленности, производство самоваров стало проще, что уменьшило их стоимость. С этого времени они стали появляться везде: в трактирах, гостиницах, постоялых дворах, магазинах, монастырях. Их формы и отделка становятся всё разнообразнее. Самыми популярными были яйцевидные самовары, в чем-то напоминающие древнегреческий сосуд. Большим спросом пользовались дорожные модели, со съёмными деталями. Их можно было взять в дальнюю дорогу, в поход, на пикник.
Со временем, мастерские стали появляться и в других уголках России, так как желающих обзавестись модным и необходимым в быту приспособлением, становилось всё больше. Что же по названию, то существовало множество вариантов, в зависимости от местности. В Ярославле его называли «самогар», на Вятке «самогрей», в Курске – «самокипец». Но принцип, что «сам варит», прослеживался везде.
Самый распространенный объем самовара был 3-8 литров. Но были популярны и по 12-15 литров. Такие самовары быстро вошли в моду, так как с их помощью можно было не только чайку попить, но и дом обогреть. Существовали и специальные «пятиведёрные» устройства для трактиров, а также так называемые «холостяцкие», на один-полтора стакана. Кстати, цена самовара определялась его весом. Чем устройство тяжелее, тем и дороже.
В XVIII веке существовали самовары, в которых можно было готовить еду. Самовар-кухня внутри делился на три перегородки. В одной из них была вода для чая, а в остальных готовилась пища. Обычно его использовали в походных условиях.
Над дизайном самоваров часто работали именитые художники. Они занимались не только их росписью, но и концепцией. Самыми дорогими, на сегодня, являются серебряные и позолоченые самовары, созданные в мастерских Карла Фаберже. При их изготовлении использовались уникальные техники чеканки, выколотки, литья и просечки.
Изготавливались самовары и специально для императоров. В Оружейной палате хранится изделие принадлежавшее Павлу I, отделанное золотом, слоновой костью и дорогими камнями.
В 1909 году тульские мастера изготовили пять маленьких самоварчиков для детей императора Николая II, объёмом в один стакан. У каждого была своя форма: в форме шара, вазы, рюмки, античного сосуда и древнегреческой амфоры. Они до сих пор в рабочем состоянии и хранятся в музее.
Самовар – душа каждого русского дома.
Из-за своей практичности, самовары быстро стали популярны в России. Он настолько облегчил приготовление чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Не нужно было постоянно топить печь, чтобы вскипятить воду. В самоваре она закипает быстрее, а остывает медленнее. И по сей день, истинные любители чая говорят, что самый лучший напиток получается из самовара. Кипяток оттуда получается мягче, чем из чайника. А так как носик его находится выше уровня скопления накипи, то все примеси остаются на дне, что тоже полезно для здоровья.
Для растопки самовара чаще всего использовались щепки и дрова. Но самым лучшим топливом считались сосновые шишки. Они быстро прогорают, и придают напитку приятный хвойный аромат.
Самовар считался лучшим подарком на свадьбу, так как символизировался с теплом и уютом в доме. Так как он являлся важной частью домашнего хозяйства, с ним связано множество народных примет:
- Если напьёшься чаю, а самовар будет шуметь – гости приедут;
- Потрескивал углями – к добру;
- Если он свистел, считалось, что это к неудаче. Крышка срочно открывалась и его трясли;
- Если полный самовар разгорится, зашипит и останется без воды – быть вам обворованным.
- Распаянный самовар – самая плохая примета. Это значит быть скорой беде.
Когда самовар начинает закипать, принято говорить, что он «поёт». Связано это с характерными звуками, когда пар проскальзывает через механизмы устройства. «Песня» говорит о том, что пора заняться приготовлением чая. Для этого следует снять трубу с самовара, и поставить на её место пустой чайник. Немного погодя самовар начнет шуметь. Значит, закипела вода, и пора заваривать чай. Нужно снять заварочный чайник, залить водой заварку и поставить его вместе с самоваром на стол. Затем поставить чайник снова на тёплый самовар и подождать, пока чай, как следует, не заварится.
Русский традиционный быт всегда славился своими чаепитиями с самоваром, являющимся символом уюта, семейного благосостояния и достатка. Под его «пыхтение» писали стихи, водили хороводы, пели песни и принимали важные государственные решения. И хоть сегодня самовары уходят в прошлое, они всегда будут жить в произведениях наших классиков: Пушкина, Гоголя, Блока, а также на полотнах русских художников.